МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГРЕКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

  

СОГЛАСОВАНО

Начальник МУ УО

Миллеровского района

____________/Ищенко Н.И./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Грековская ООШ

____________ Шкондина И.В.

Пр. № 82 от 20.08.2012 г. 

 

                                                                                  ПРИНЯТА  на заседании

                                                                                               педагогического совета

                                                                  МОУ Грековская ООШ

                                                                             протокол № 1  от 20.08.2012г.

                                                                                                 Председатель _____Шкондина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

муниципального

общеобразовательного учреждения

Грековская основная

общеобразовательная  школа

 

начальная школа

 

2012-2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. 1.               Пояснительная заПиска

 

  1. 2.               Информационная справка о школе

 

  1. 3.               ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕнИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. 4.               учебный план

 

  1. 5.               Программа формирования универсальных учебных действий

 

 

  1. 6.               Программа организации внеурочной деятельности

 

  1. 7.               учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

  1. 8.               Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

  1. 9.               ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

  1. 10.          система оценки  достижения результатов освоения основной образовательной программы

 

  1. 11.          система педагогического мониторинга

 

  1. 12.          УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

  1. 13.          нормативно-правовые основы образовательной программы школы

 

  1. 14.          Методическая литература

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Грековская ООШ  разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Она раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в образовательном учреждении в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младших школьников.

   Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления.

Актуальность данной программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

 

Образовательная программа начального общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

     Основная образовательная программа разработана совместно с  педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета,  утверждена приказом директора школы и представлена на сайте в сети Интернет.

   Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и дружественными межличностными отношениями, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учтены также возрастные особенности, характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения

 

 

 

   Цель программы -  создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

 

Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

 

          К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

         В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных,  возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная  образовательная программа содержит следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебный план.
  3. Программы учебных предметов, курсов.
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  5. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

     обучающихся.

  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
  2. Программа формирование экологической культуры.
  3. Система оценки достижения образовательных результатов освоения ООП.

ООП предусматривает:

-          достижение результатов освоения ООП всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

-          выявление и развитие способностей обучающихся через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;

-          участие обучающихся и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;

-          проектирование образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода;

-          создание условий для самореализации обучающихся в разных видах деятельности.

ООП разработана в соответствии с положениями Устава школы и локальными актами учреждения. ООП предоставляется для ознакомления родителям, обучающимся, педагогам как основа договора о выполнении обязательств всеми участниками образовательного процесса по достижению качественных результатов на каждой ступени образования.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники школы, родители (законные представители) обучающихся.

Особенность ООП заключается в разумном сочетании требований действующего стандарта 2004 и перспективных мер по переходу к новым требованиям утвержденного стандарта для начального общего образования и в дальнейшем к созданию условий для реализации требований стандарта основного общего образования. Переходный этап требует переосмысления целевых установок на новые образовательные результаты, изменений методологических подходов в организации образовательного процесса, создание новой оценочной системы, обеспечивающей качество образования.

Разработчики программы обращают внимание на новые понятия:

Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся, предусматривающая следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения системы общечеловеческих ценностей и системы культурных, духовных и нравственных ценностей российского народа.

Инновационная профессиональная деятельность – создание и распространение новшеств (технических, потребительских и иных), нового или усовершенствованного процесса на основе результатов научных исследований, научных разработок или иных научных достижений.

Компетенция – актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений, способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Компетентность – качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способ деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Личностные результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в том числе образовательной, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

Мотивация – система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

Образовательная среда – дидактическое понятие, совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов развития и образования обучающихся. Образовательная среда нацелена на создание целостности педагогических условий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся.

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

 

В результате освоения образовательных программ выпускник школы должен обладать следующими качествами:

-         открытость новому знанию, социальному опыту, инновационным процессам;

-         активность гражданской позиции и ориентация на демократические ценности;

-         сформированность общеучебных умений, информационных и коммуникативных компетенций;

-         овладение метапредметными умениями для самореализации в условиях непрерывного образования;

-         готовность к самоопределению и самовыражению;

-         ответственность за свои поступки и принятые решения.

Основные принципы формирования образовательной программы – преемственность ступеней обучения, вариативность учебных курсов, системность контроля уровня освоения учебных программ, интеграция общего и дополнительного образования, индивидуализация на основе дифференциации и профилизации, социально-педагогическая поддержка  детей с ограниченными возможностями, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, здоровье сберегающие технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 

В  школе на 01.09.2012 г. числится 39 обучающихся,

что составляет 7 классов-комплектов:

I ступень – 19 обучающихся (2 класса-комплекта);

II ступень – 20 обучающихся (5 классов-комплектов).

Обучение ведется в одну смену в режиме пятидневной учебной недели. Во второй половине дня организована работа группы продленного дня, наполняемость которой составляет 25 человек. Группу посещают учащиеся 2-9-ых классов. Выполнение этого социального заказа дает возможность организовать режим дня для учащихся младших классов, избежать безнадзорности детей в семьях работающих родителей, обеспечить реализацию потребностей учащихся в дополнительном образовании и развитие творческого потенциала во внеучебной деятельности.

В школе работает 11 педагогов. Административные функции выполняют директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Государственно-общественные формы управления:

-          Совет школы;

-          Педагогический совет;

-          Родительский комитет.

Материально-техническая база школы: спортивный зал, спортивная площадка, столовая  на 24 посадочных места,  компьютерный класс, библиотека, мастерская, 7 предметных кабинетов. Оснащенность  кабинетов позволяет реализовать требования к освоению общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом. Школа имеет Интернет-сайт и электронно-компьютерные средства коммуникации.

МОУ Грековская ООШ осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам: начальное общее, основное общее образование, начальное общее образование с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид), основное общее образование с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся (VIII вид),программам физкультурно-спортивной направленности, эколого-биологической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, художественно-эстетической направленности на основе Лицензии Серия К №0000060 от 18.03.2008 г., Свидетельства об аккредитации ОП № 025295 от 20.12 2011 г.

Адрес школы: 346111, Ростовская область, Миллеровский район, сл.Греково,  

ул. Центральная, № 3.

Телефон 55-1-57.

Электронный адрес: grekovskay@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕнИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

начального общего образования

 Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, специально организованному обучению; при этом игровая деятельность в разных видах продолжает оставаться основой психического развития детей;
  • формирование системы учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, что выражается в способности ученика планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат;
  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;
  • эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность, что свидетельствует об умении ученика управлять проявлениями своих чувств, адекватно реагировать на эмоции окружающих;
  • умение выстраивать межличностные и деловые отношения на основе опыта жизни в коллективе;
  • усиление роли самооценки младшего школьника на основе позиции оценивания его взрослыми;
  •  овладение понятийным мышлением, которое включает критичность, системность мышления и умение понимать разные точки зрения;
  • желание и умение учиться на основе позитивной динамики индивидуальных достижений.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

-              междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»;

-              программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

 

 

 

 

 

3.1. Формирование универсальных учебных действий 

(личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обу

Сделать бесплатный сайт с uCoz