Программа подготовки будущих первоклассников.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Грековская основная общеобразовательная школа
Программа подготовки
первоклассников к школе
«Школа будущего ученика»
Учитель начальных классов
Кравцова Елена Викторовна
2012 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Кравцова Е. В. |
4 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | От 2012 года |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
10 | Ожидаемые результаты |
|
|
|
|
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:
- группы формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 10 занятий (апрель - май)
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 2 раз в неделю – 2 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
- «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
- «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
- .Развитие слухового и зрительного восприятия
- .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- .Развитие слуховой и зрительной памяти
- .Развитие мышления и речи
- .Развитие общей и мелкой моторики
- .Совершенствование коммуникативных навыков
- .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- .Совершенствование навыков монологической речи
- .Совершенствование навыков диалогической речи
- .Развитие мимики и пантомимики
- .Развитие фантазии и воображения
- .Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- .Развитие творческих способностей
- .Формирование эмоционально-волевой сферы
- .Формирование этических представлений
- .Повышение уверенности в себе
- .Научить принимать решения
План занятий
- 1. «Занимательная математика»-10 часов
- 2. «Основы грамоты»-10 часов
- 3. «Умелые ручки»-10 часов
Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
1 | счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; | В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
|
2 | измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; | Объединять группы предметов, Выд ус танавливать взаимосвязь между частью и целым;
|
3 | представления об элементарных геометрических фигурах | Знать названия геом. фигур и уметь их отличать |
4 | ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам |
5 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени |
6 | Сра Сравнение количества предметов на наглядной основе | Соотношение количества предметов между двумя группами |
7 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет |
8 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу |
9 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | Соотношение количества предметов между разными группами |
10 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества |
Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
1 | Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки |
2 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой |
3 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | Развитие фонематического слуха и зоркости |
4 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв | Соотношение звуков и знаков |
5 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки |
6 | Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» | Развитие пространственного представления на линованной бумаге |
7 | Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета |
8 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
|
9 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
10 | Слово. Семья | Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) |
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1 | Аппликация « Павлин» | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. |
2 | «радуга над полянкой», «бабочка» | Использование красок ,технику складывания листа пополам |
3 | Оригами «Лебедь» | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата |
4 | Раскрашивание шаблона «Яйцо» | Знакомство с техникой росписи на бумаге. |
5 | Аппликация по шаблону «Грибок» | работа по шаблону и образцу |
6 | Конструирование «Домик у дороги» | Аппликация из геометрических фигур |
7 | Рисование «Дерево» | Знакомство с техникой «по-мокрому листу» |
8 | Рисование Медвежонка на поляне | Развитие творческой инициативы |
9 | Мозаика «Кораблик» | Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги» |
10 | Коллективная работа «Панно из наших ладошек» | Умение работать в группе |
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- 11. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
- 12. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.