|
Кодекс классного руководителяКлассный руководитель – это не работа, это образ жизни. Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю. 1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. 2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. 3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. 4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты. 5. Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно. 6. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними. 7. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник. 8. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья. 9. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований. 10. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой. 11. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера. Функциональные обязанности классного руководителяОбщие положения. Настоящая инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации об образовании, Устава школы, правил внутреннего распорядка, конвенции о правах ребенка и других инструкций. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных педагогов. Классный руководитель подчиняется директору школы, его заместителям, социальному педагогу по социальным вопросам. Главная функция в должности классного руководителя – защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил.
1. Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья: – изучает особенности развития детей; – выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка; – проводит тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамента; – совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания, физических и дыхательных упражнений, помогает ребенку организовать режим жизни; – помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников; – ведет работу по профилактике заболеваний, проводит физкультминутки; – проводит беседы о личной гигиене человека; – ведет антиалкогольную пропаганду; – проводит профилактическую работу по предупреждению детского дорожного травматизма, несчастных случаев; – организует спортивные соревнования, игры на воздухе; – рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы, корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; – пропагандирует здоровый образ жизни.
2. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся: – изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания; – исходя из единых (школа – семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся; – осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе; – проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Классный руководитель должен обладать информацией: – состояние семейно-бытовых условий ученика; – состояние его здоровья; – положение в классе; – внешкольные интересы и увлечения; – общественные поручения; – любимые и нелюбимые предметы; – отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам; – уровень воспитанности учащихся своего класса; – стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
3. Взаимосвязь классного руководителя с учителями-предметниками: – должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержания обучения по каждому предмету, координировать решение воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей; – определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда; – посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала; – создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний; – проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыков учащихся; – вовлекать учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.; - совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
4. Работа с классным коллективом: – организует дежурство учащихся на переменах; – прививает навыки трудового воспитания, организуя участие в генеральных уборках школы и классного помещения, прививает навыки производственного труда; – привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка; – развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, тактично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнять поручения; – проводит «часы общения» с целью формирования у детей коммуникативной культуры; – проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т. д. – участвует со своим классом в общешкольных, районных, городских мероприятиях.
5. Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями: – изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений; – определяет виды и формы совместной работы; – ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей; – выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов; – расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров; – перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.
6. Документация классного руководителя: – ведет психологичекую карту класса; – составляет план социального развития классного коллектива на полугодие по следующим направлениям: а) развитие интеллектуальных способностей; б) нравственно-этическое воспитание (правовое, половое в том числе); в) экологическое воспитание; г) эстетическое воспитание; д) физическое воспитание; е) развитие технического творчества и производственной деятельности; – ведет рабочий дневник; – обрабатывает исследовательские материалы и в виде схем, таблиц, графиков хранит в тетради «Психологическая карта класса»; – ведет классный журнал; – проверяет один раз в неделю ученический дневник; – ведет индивидуальную работу с родителями, проводит 2 раза в четверть родительские собрания, а по необходимости и чаще.
|