эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения, и с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (села, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
Ответственность за выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования несут учредитель, руководитель (администратор) образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
5.2. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.
Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами в соответствии с квалификационными характеристиками, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уровень квалификации работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории.
Соответствие педагогического работника государственного или муниципального образовательного учреждения требованиям занимаемой им должности, а также его квалификационная категория устанавливаются по результатам аттестации.
Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.
Требования к кадровому обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования являются основой социального заказа для системы основного и дополнительного профессионального педагогического образования и основой построения системы управления профессиональным развитием педагога, которые выражаются в требованиях к результатам освоения им основной и (или) дополнительной образовательной программы педагогического профессионального образования.
В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
5.3. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования
Финансовые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны:
обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта;
обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Формирование структуры и определение объемов финансирования реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться субъектом Российской Федерации на основе принципа нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений, реализация которого должна создавать условия для:
разграничения расходных обязательств по финансированию образовательных учреждений между уровнями бюджетной системы;
расширения и повышения качества предоставляемых образовательных услуг, формирования благоприятной среды для обучающихся, обеспечивая учебный процесс конкретного обучающегося, а не деятельность образовательного учреждения;
диверсификации организационно-правовых форм образовательных учреждений;
усиления заинтересованности всех субъектов, задействованных в выработке и реализации государственной политики в области образования, направленной на развитие образовательного учреждения как института формирования социальных качеств личности обучающегося.
Величина регионального подушевого норматива является минимально допустимым объемом финансовых средств, необходимых для реализации в полном объеме основной образовательной программы начального общего образования в образовательных учреждениях в расчете на одного обучающегося в год в конкретном субъекте Российской Федерации.
Данный норматив применяется при формировании бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального бюджета) в части расходов на образование.
При определении подушевого норматива должны учитываться затраты рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную (занятия в группах, классах) и внеурочную деятельность, включая все виды работ (учебная, воспитательная, методическая и т.п.), входящие в трудовые обязанности конкретных педагогических работников.
Региональный подушевой норматив должен предусматривать возможность реализации:
обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части формируемой участниками образовательного процесса;
расходов на оплату труда работников образовательного учреждения (педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных учреждений), включая стимулирующие и компенсационные выплаты;
расходов на учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, в том числе для дополнительной работы с одаренными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья (на приобретение учебников, учебно-методических, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения; оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением информационной сети Интернет и ее использованием, за исключением случаев, когда оплата данных услуг осуществляется централизованно из средств бюджета субъекта Российской Федерации);
расходов, связанных с обучением и повышением квалификации педагогических и административно-управленческих работников;
расходов на проведение научно-методических и научно-исследовательских работ;
затрат на приобретение расходных материалов;
хозяйственных расходов (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
Региональный подушевой норматив определяет соотношение расходов на оплату труда и на учебные расходы как непосредственные, так и опосредованные (в процентном выражении) и определяется вне зависимости от количества учебных дней в неделю.
Региональный подушевой норматив и поправочные (адаптационные) коэффициенты к нему, порядок определения поправочного (адаптационного) коэффициента для использования при определении объемов финансирования образовательных учреждений устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Объем финансовых средств, рассчитанный на основании регионального подушевого норматива, в полном объеме доводится до образовательного учреждения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов могут устанавливать дополнительные нормативы финансирования образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов сверх установленного регионального подушевого норматива.
Образовательное учреждение самостоятельно определяет структуру расходов в доведенном до него объеме финансовых средств.
Общеобразовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет:
предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг;
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Привлечение общеобразовательным учреждением указанных дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.
5.4. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
2) соблюдение:
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
пожарной и электробезопасности;
требований охраны труда;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения[9].
Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
участку образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями, иностранными языками,
актовому залу;
спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
помещениям для медицинского персонала;
мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
создания и использования информации (в том числе письмо, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет);
получения информации из открытого образовательного информационного пространства;
проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифровое (электронное) и традиционное измерение; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядное представление и анализ данных; использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработка материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирование и конструирование, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
планирования учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
организации отдыха и питания.
5.5. Требования к иным условиям реализации
основной общеобразовательной программы начального общего образования
5.5.1. Требования к информационно-образовательной среде образовательного учреждения
Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы начального общего образования (информационно-образовательная среда).
Информационно-образовательная среда обеспечивает участников образовательного процесса технологическими средствами, инструментами, культурными и организационными формами информационного взаимодействия, включая информирование, творчество, управление, мониторинг хода и результатов образовательного процесса, доступ к источникам информации.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна входить в единую информационную образовательную среду и обеспечивать информационно-технологическую поддержку образовательного процесса, в том числе:
планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
фиксацию хода образовательного процесса, размещение учебных материалов, предназначенных для учебной деятельности обучающихся, а также анализ и оценку такой деятельности;
доступ, в том числе по сети Интернет, к размещаемой информации для всех участников образовательного процесса, методических служб, органов, осуществляющих управление в сфере образования, всех уровней, ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать также обмен данными с системами административного управления, учета контингента обучающихся и педагогических работников, материального и бухгалтерского учета в образовательном учреждении, с органами, осуществляющими управление в сфере образования.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Поддержка применения ИКТ обеспечивается учредителем образовательного учреждения.
5.5.2. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы начального общего образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса должны содержать параметры комплектности и качества обеспечения и оснащения образовательного процесса с учетом достижения целей и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
Образовательное учреждение должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
6. Введение в действие Стандарта
На основе Стандарта разрабатывается и публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования участвуют в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей).
На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников:
1) основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения, включающую в себя:
пояснительную записку;
учебный план;
программу формирования универсальных учебных действий;
рабочие программы отдельных учебных предметов;
программу организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования по направлениям;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
перечень учебников, используемых в образовательном процессе;
2) иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом образовательного учреждения, в том числе порядок информирования о результатах выполнения образовательной программы школы.
Основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать реализацию требований Стандарта к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижение требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
[1] Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)
[2] При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты (пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
[3] Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110)
[4] Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
[5] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России — М.: Просвещение, 2009.- 23 с..
Фундаментальное ядро содержания общего образования — М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
[6] Название и состав предметов предметной области будут уточнены по итогам апробации в 2010-2011.г.г. комплексного учебного курса в субъектах Российской Федерации (Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 )
[7] Данная программа разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья
[8] Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Законы, нормативнивные правовые акты Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в данной сфере
[9] Ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»